Военная разведка и шпионаж — занятия, исключающие в своей реализации какие-либо правила или условности. Когда речь идет о жизни и смерти (неважно, одного ли индивидуума или целой нации), термин "запрещенный прием" попросту отпадает ввиду своей неактуальности. Так и в Японии в моменты обострения ситуации внутри страны (как, например, в эпоху Сэнгоку) вооружались все — и для выживания многие семьи, кланы, а порой даже официальные власти, не стыдясь, использовали для самых опасных дел и детей, и женщин.
Их как огня боялись изнеженные гейши, и двадцатой дорогой обходили хладнокровные ниндзя. Об их образованности и утончённой красоте слагались легенды, каждый мужчина тайно мечтал о встрече с ними и… смертельно боялся этой встречи.
Действительно, нет врага опасней прекрасной женщины. В неприступные цитадели, куда японские ниндзя с трудом взбирались по отвесным стенам, хрупкая Куноити-но дзюцу входила без проблем, бесшумно ступая крохотными ножками, подобными стеблям хризантемы. В маленькой ручке порхал оги (веер), на секунду он открывал мужчинам глубокие томные глаза красавицы и тут же испуганно их прятал. Она могла несколько часов развлекать присутствующих умной и познавательной беседой, играть для гостей на музыкальных инструментах, танцевать и петь, блестяще проводить чайную церемонию. А после, так же тихо и незаметно раствориться в предрассветной дымке, унося с собой жизнь того, для которого собственно и предназначался этот визит.
Кто же были на самом деле эти загадочные, опасные и одновременно прекрасные девушки?
Происхождение слова «куноити»
О значении самого термина "куноити" ведутся споры - пусть и не ожесточенные, но сами по себе весьма наглядно демонстрирующие двоякость отношения к женщинам-ниндзя. Первый вариант - романтичный - предлагает именовать куноити "цветами смерти" и в данном контексте приписывает им возвышенный образ суперженщины: прекрасной, искушенной в искусствах, проницательной и при этом владеющей боевыми навыками не хуже сильнейших из мужчин. Такие "цветы" в представлении романтических натур с легкостью соблазняют объекты своего задания, добывают нужную информацию и неслышно исчезают, изящно капнув яда в питьё жертвы или оставив шпильку для волос в его сердце .
Второй вариант - весьма циничный - переводит "ку-но-ити" как "девять (у) одной", обозначая этим количество естественных отверстий в человеческом теле, которых у женщин, соответственно, на одно больше, чем у мужчин. Приверженцы этого варианта, как правило, свободны от каких-либо романтических представлений о куноити, полагая их в большинстве случаев не более чем эксплуататорами "дополнительного отверстия", управлявшими мужчинами лишь на уровне животного инстинкта. Какой из вариантов более правдоподобен — каждый может предположить самостоятельно, однако истина, вероятнее всего, находится где-то посередине.
Вообще, будучи записанным согласно звучанию знаками японской письменности — каны и кандзи — в один символ, слово "куноити" выглядит как иероглиф "онна" ("женщина") — 女. Но, учитывая разное время создания этих видов записи (хираганы, катаканы и кандзи), эту теорию затруднительно принимать как стопроцентно верную. Поэтому многие писатели, такие как Футаро Ямада, предпочитают считать значение слова "куноити" таинственным и не известным никому, кроме самих шпионок-ниндзя.
Предистория появления куноити
Официальное появление куноити принято связывать с именем Мотидзуки Тиёмэ (или Тиёдзё) — жены Мотидзуки Нобумасы, вассала Такэды Сингэна, павшего в битве при Нагасино в самый разгар Эпохи Воюющих Провинций (1575 год). Во время отсутствия мужа она получила от Сингэна (который, кстати, приходился её супругу дядей) задание по организации тайной службы подготовки девушек-шпионов. Он счёл её наилучшим кандидатом для этой работы, поскольку она происходила из долгой линии наследников ниндзя клана Кога, и Тиёмэ его не подвела,создав целую сеть женской разведки.
Поскольку род Мотидзуки издревле контролировал деятельность монахов ямабуси и мико (женщин-медиумов, исполнявших обязанности прорицательниц при синтоистских храмах, а также прислужниц при храмовых церемониях) на территории провинции Синано (сейчас Сигата), князю Такэда пришла в голову блестящая идея, согласно которой Тиомэ Мотидзуки должна была подготовить группу хорошо обученных девушек мико, которые наряду с обычными задачами шпионажа, наблюдения или выполнения поручений в местности Кай (теперь Яманаси), где находились владения князя Такэда, могли быть использованы и в провинции Синано (ныне Сигата). В стратегическом отношении эта провинция была особенно важна, так как и Такэда Сингэн, и его соперник Уэсуги Кэнсин рассматривали ее как важный стратегический плацдарм в своих будущих завоеваниях. Во время своего правления Такэда придавал большое значение службе своих преданных лазутчиков ниндзя. Большей частью он завербовывал их из рядов своих противников. Куноити были всего лишь еще одним звеном в его цепи информаторов, причём звеном очень важным, добывающим порой бесценную информацию.
Поиск кандидаток шел в деревеньке Надзу области Синсю. Извне лагерь по подготовке шпионок больше напоминал приют, куда принимались маленькие девочки-сиротки и одинокие девушки (благодаря гражданской войне их было более чем достаточно), обучавшиеся затем работе мико - прислужниц при синтоистских храмах, которые могли свободно перемещаться по дорогам Японии без привлечения внимания.
Иногда девочек просто покупали у разорившихся крестьян, и в лице настоятельницы-куноити они обретали заботливую мать и строгую учительницу. В глазах крестьян такая настоятельница обожествлялась, ведь она была женщиной, согревшей теплом своего сердца десятки сирот. На первом этапе детям прививалось чувство безграничной преданности в благодарность за стол и кров, затем осваивались азы добывания и передачи секретной информации, распространения слухов и уничтожения врагов приемной мамы. В результате многолетних тренировок и искусственной стерилизации бедные сиротки превращались в смертоносные орудия, перед чарами которых не мог устоять ни один мужчина. После такой подготовки добрая хозяйка приюта Тиёмэ из фактически спасенной от голодной смерти или бродяжничества маленькой девчонки получала преданную до кончиков волос невидимку-"куноити", умеющую при необходимости и соблазнять, и убивать в лучших традициях клана Мотидзуки. Основным в их подготовке было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция - вот главное оружие женщины-ниндзя. Конечно, это совсем не означает, что куноити не могла использовать приемы физического воздействия – но о них и их специфике ниже.
Подготовка куноити и их тайная деятельность.
Холодной зимней ночью на перевале гор Кайдомена юная куноити Масако в темном густом лесу натолкнулась на стаю голодных волков. Не желая оскорблять клинок «кайкен» кровью безоружного животного, она зажала большие пальцы рук в ладони «крепким сжатием», расправила плечи и пошла навстречу волкам. Завороженные невиданной мощной внутренней энергией звери поджали хвосты и не осмелились напасть на необыкновенную девушку…
Девушки-куноити в совершенстве владели разными видами оружия. Шелковые складки их одежд скрывали блеск сюрикен (звездочек для метания), в искусных прическах прятались заточенные шпильки. Один укол - и душа влюбленного в куноити воина отправлялась к Будде. Никто не знал их земных имен, только Цветущая слива, Танцующая сакура, Небесная Лазурь, Блестящая жемчужина…
В спектр навыков и искусств, которыми, как принято считать, владели куноити, принято вносить полезные всем агентам, работающим "под прикрытием": боряку, хэнсо-дзюцу, синоби-ири и синоби-аруки. Поскольку одними из наиболее типичных личин агентов-женщин были образы актёров, танцовщиц, гейш, многие традиционные искусства для них были порой не менее важны, чем тайные знания ниндзя. И, конечно же, в военное время все агенты просто обязаны были достойно владеть оружием, в основном скрытым, но порой и весьма крупным — так, например, нагината считалась типично женским оружием. В арсенал куноити входили такие интересные представители японского вооружения, как нэкодэ, кайкэн, заколки "когай" и прочие мелкие, но очень опасные в умелых руках предметы, быстро умертвляющие противника, находящегося в расслабленном состоянии.
Длительная практика с тяжёлым оружием натирала мозоли на ладонях, а после учебных схваток неминуемо могли остаться синяки и ссадины, особенно на чувствительных и нежных женских телах. Поэтому ставка в женской подготовке к смертельно опасной схватке делалась на иное. Прежде всего, внимание уделялось утонченным аспектам ближнего боя (тайдзюцу) и использованию скрытых, сюрпризных и малых видов оружия (хибуки, сикомибуки и кобуки). Тактику нападения из засады, методы снятия часовых или приёмы партизанской войны, пригодные для мужчин-ниндзя - при подготовке женщин заменялись навыками манипуляции и тренировкой интуиции в связи с их большими наклонностями в области практической психологии при встрече с противником-мужчиной. Главным оружием им служили изворотливость и гибкость, ловкость и скорость движений, точность и хитрость… Ну и, конечно, женское коварство – вот качества, весьма подходящие для куноити, вступающей в бескомпромисный поединок с врагом или защищающей свою честь и жизнь.
Арсенал куноити был огромен, но именно «кандзаси» были любимым оружием. В традиционном японском костюме нет карманов и возможностей для сокрытия оружия немного. Кансаси, изначально, это заколка для волос, которая применялась для закрепления и украшения, как мужских, так и женских причесок и находится у всех на виду. Обычно для закрепления женской прически требуется несколько кансаси. Во множестве приключенческих книг того времени часто повторяется фраза «она выхватила из волос заколку обратным хватом и изготовилась к бою». «Кaндзаси» делали из дерева, латуни, мельхиора, костей. Длина достигает 20 см. Куноити нередко прибегали к использованию кансаси в качестве колющего оружия. Во всех случаях, оно предназначалось для поражения определенных точек на теле противника и одно это подразумевает глубокое знание анатомии, тем более, что чаще всего, требуется лишь парализующее действие. Здесь нужны моторные навыки, которые даются только годами тренировок под руководством опытного учителя, обычно, близкого родственника. Иногда, кансаси было орудием для метания. В этом случае, на конце рукояти имелись тормозящие шнуры- султаны, которые разворачивают острие в сторону броска.Довольно часто их обрабатывали ядом, что бы малейшая царапина становилась смертельной.
Боевой веер - так же оружие наемных убийц (нередко женщин). Преимущества веера над другими видами типами холодного оружия (например, ножа) очевидны.Он использовался как в открытом, так и в закрытом виде, а так же как щит против внезапной атаки. Он то складывается превращаясь в дубинку, то раскладывается становясь огромной острой бритвой. Удары выполнялись торцом рукоятки, боком, верхушкой. Маленькие ножи размещались между перьями или в кладках ткани. Когда эти перья скользили по лицу врага, он ощущал ослепляющий укус острых лезвий. Девушка могла моментально отправить врага на тот свет специальным веером с двойными бумажными стенками, между которыми насыпался ядовитый порошок, распыляемый в сторону жертвы.
«Кандзаси»- шпильки для волос и орудие убийства.
Веер «сэнсу-тэссен» из тонкой пропитанной ядом бумаги, которая трудно рвется, но режет как лезвие.
Нагината - женский самурайский меч.
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод — «длинный меч») — японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.
В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища
Другим известным оружием была 70-сантиметровая цепь «манрикигусари» На обоих концах цепи крепились грузила в форме шара, конуса, пирамидки или кольца весом до 300 г каждое.
Грузилами наносили оглушающие удары, а цепью опутывали конечности и шею противника. Чтобы помешать ему захватить цепь и усилить болевое воздействие при захлестывании руки или ноги, в 10—20 см от грузиков к цепи крепили шарики с шипами, острые звездочки или шипы, впивавшиеся в тело врага, рвавшие его клоками. Более фантастическим выглядели кошачьи когти – «нэкодэ», нечто вроде наперстков с 2-сантиметровым когтем из каленой стали (заимствованным у музыкантов традиционного инструмента като), которым запросто можно было распороть живот, вырвать кусок мяса и даже пробить череп. Более того, многие девушки отращивали собственные ногти и, обрабатывая их специальными растворами, доводили до состояния невероятной твердости.
«Манрикигусари»
Кошачьи когти – «нэкодэ»
Самое популярное оружие самообороны средневековых японок – десятисантиметровые толстые иглы с кисточками из шелковых нитей – тоже использовали «невидимки», их носили целым набором слева за поясом в крошечных бумажных ножнах. Кунаити прекрасно знали, в какую уязвимую точку их вогнать.
Существовали также «плевательные» иглы треугольного сечения, которые выдувались из бумажной трубочки прямо в глаз жертве. Впрочем, в руках опытной ниндзя любой предмет превращался в смертельное оружие. Из посоха безобидной монашки могло внезапно выскочить острое лезвие или отравленная стрела, нежная гейша могла мгновенно перерезать горло листом бумаги или защекотать до последнего вздоха своими волосами. Куноити умели и вовсе обходиться без оружия, применяя технику «смертельного касания» к специальным точкам на голове и позвоночнике.
Самым изощрённым оружием был поцелуй. Эта приятная процедура в исполнении куноити неплохо подошла бы для фильмов ужасов. Если нужно было убить поцелуем, куноити резким рывком вырывали корень языка, и человек начинал буквально захлёбываться в собственной крови. Болевой шок, который наступал при этом, лишал возможности реагировать и через несколько секунд приводил к смерти.
А самым коварным невидимым оружием, конечно, оставались яды. Мотидзуки Тиемэ были известны секреты более 300 снадобий самого различного свойства: лекарственных и тонизирующих, расслабляющих и стимулирующих, дурманящих и возбуждающих, и, разумеется, ядов и противоядий. Если требовался яд замедленного действия, заваривали чай с поэтическим названием «Гекуро» – яшмовая роса. Его заливали в бамбуковый сосуд и закапывали на сорок дней для гниения. Получившуюся черную кашицу по 2-3 капли в день подмешивали в пищу. Здоровый человек заболевал через 10 дней, через 70 –умирал, слабые уходили из жизни раньше, и ни один врач не мог определить причину смерти.
Чай «Гекуро».
Охотно использовались и «дзагарасияку» – яды, убивающие на месте. К примеру, долго варимые вместе, поровну взятые косточки незрелых сливы и персика. Хочешь – в пищу, хочешь – распыляй в воздухе. Исход один.
«Кровяными» ядами пользовались для смазывания стрел, игл и «звезд смерти» – сюрикенов. Можно было поджарить гигантскую, с 22-сантиметровым телом, японскую жабу «хикигаэру» на вертеле. Яд вытечет из желез, перебродит – и жертву разобьет паралич.
Немало было усыпляющих средств. «Если высушить в тени и перемолоть в муку коноплю, потом сварить ее, добавить в чай: от одного глотка заснешь, от двух-трех – наступит лихорадочный сон с жаром, а за несколько дней такого угощения – сойдешь с ума». Так выглядит рецепт из древнего трактата.
Иногда куноити «всего лишь» протирали обеденную посуду куском сырого мяса одного из видов рыбы фугу-иглобрюха, и в результате этого угощавшийся из данной посуды мог получить паралич, остановку дыхания…
Куноити знали 64 способа умерщвления партнера во время полового акта. Могли даже просто поцеловать мужчину, но при этом втянуть его язык так, что легкие моментально заполнялись кровью и человек задыхался.
Подготовка куноити и их тайная деятельность.
Известно много случаев, когда каменное сердце воина вмиг таяло перед симпатичным личиком, мимолётной улыбкой, брошенным украдкой томным взглядом, лёгким кивком головы или «случайным» прикосновением руки коварной обольстительницы. Ниндзя не могли пройти мимо этой особенности мужской психологии и… внесли технику обольщения (мирёкудзюцу) в свой и без того не малый арсенал.
Мирёкудзюцу, ниндзя, придавали особое значение, обучая ему, кстати, не только женщин, но и, зачастую, привлекательных юношей (ни для кого не секрет, каким буйным цветом в среде воинов и аристократов средневековой Японии цвела однополая любовь).
Вот несколько выдержек из книги Хацуми Масааки по этому поводу: «…Когда мужчины подвергались атаке куноити, использующей мирёкудзюцу, большинство мужчин теряли голову. Это – один из главных секретов куноити …
…Женщины всегда могут использовать свой пол как инструмент. Куноити использовали его в качестве главного секретного оружия. Они использовали свою женственность, чтобы ослепить врагов-мужчин, сокрушить противника, и использовать свои уникальные способности, чтобы смешать иллюзию и реальность в сознании врага…».
Известно, что ни одежда, ни косметика, ни черты лица или фигура (хотя всё это, конечно, имело важное значение) сами по себе не могут очаровать. Очаровывает и соблазняет, прежде всего, женственность и игривость (лёгкость, непринужденность) поведения.
После того, как объект попадался в расставленные сети, подразумевалось, что куноити может развить свой успех одним из трёх способов.
Первый, наиболее простой и «грубый» способ, называется сюсёку хо или «умение обольстить пьяного». Как гласит пословица, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке» и женщина-ниндзя, владевшая специальным искусством поддерживать разговоры на любую тему (убагутидзюцу – букв. «искусство болтать, как старуха», «искусство сплетничать»), добивалась своего быстро и без особых проблем.
Иногда, для усиления эффекта, могли, конечно, использоваться и наркотические «добавки» в питьё или еду, чтобы на утро болтун даже не вспомнил не только того, что именно он говорил, но и ту красотку, какой он всё это рассказывал. В случае, необходимости, также мог быть использован и смертельный яд.
Второй способ, сравнительно более длительный по времени, называется инъёку (букв. переводимый как «вожделение»). В основе этого метода – воздействие на физические чувства мужчины: зрение, слух, обоняние и т.д. Его суть в том, что мужчина очень хочет коварную куноити физически и ничего не может с этим поделать, сгорая от плотского вожделения. Все его мысли заняты только тем, как овладеть ею в самые короткие сроки и ради этого он готов на всё.
Здесь на первый план для обольстительницы выходит умение принимать рекомендованные сексуальные позы, разговаривать и дышать особым образом, а также использовать специальные духи, и даже еду и питьё... Если такому безумцу пообещать подарить ночь любви, он может отдать за это всё что угодно, даже пойти на предательство и измену…
Наиболее сложным, но и наиболее продуктивным (и долгосрочным) методом получения необходимой информации является способ ироонна (способ любовницы), основанный на искусстве айдзёдзюцу или, короче, дзёдзюцу – «искусстве любви».
Сложнейшие схемы развития отношений, тактики любовных свиданий, искусство взгляда, искусство правильно и вовремя плакать и радоваться и, конечно, изощрённая техника секса – вот неполный арсенал, использующей данный вид стратегии, основанный на мирёкудзюцу.
Манипулировать мужчинами, использовать их слабости, стать любовницей, а потом нежно убить заколкой или поцеловать так, что любовник умирал от болевого шока - это считалось мастерством! Женщин-шпионок готовили с присущей японцам тщательностью.
Куноити не может быть истерична или слишком эмоциональна. Она должна обладать сильной скрытой мощью. Они изучали правила светского этикета, игру на музыкальных инструментах, осваивали искусство чайной церемонии и икебаны, учились красиво читать стихи и петь, знакомились с секретами косметики и кулинарии.
Особенно тщательно учились девушки готовить и подсыпать яды. Поэтому их прозвали «Куноити». Они знали 64 приёма, как можно убить мужчину незаметно. Все движения в куноити — быстрые и выверенные — производятся за счет не внешней, а внутренней силы. В концепции куноити два аспекта закалки бойца: внешняя — крепкие, подвижные мышцы, и внутренняя — закаленный дух. Результатом становится преодоление страха — перед противником, перед оружием и, наконец, перед смертью. И тогда даже хрупкая женщина в состоянии победить нескольких превосходящих ее по силе соперников. По окончании базового курса проводятся занятия по акупунктуре — воздействию на энергетические точки.
Традиционно различались симма-куноити и карима-куноити. Иногда, для решения разведывательных задач, могли "привлекаться" (за немалое вознаграждение) и "дамы" со стороны - гейши, танцовщицы, проститутки и даже аристократки. Таких агентов называли "карима-куноити". Подбирали их из женщин, которые уже имели доступ к объекту наблюдения.
Симма-куноити были членами организации ниндзя. С самого детства они готовились к карьере шпионки под руководством специального наставника и руководителя - кантокуся. Куноити, несмотря на суперподготовку, может поддаться эмоциям, как всякая женщина. А вдруг она пожалеет врага или влюбиться в него? Нужно было подстраховаться.
Поэтому с самой ранней юности будущие куноити попадали под влияние кантокуся. В его обязанности входило не только обучать девушку мастерству, но и создать впечатления, что она - единственная любимая ученица. Он должен был влюбить в себя, привязать к себе и, тем самым, уменьшить риск, что она может влюбиться в кого-то другого. Если же такое случалось, кантокуся должен был как можно быстрее ликвидировать свою ученицу, чтобы уберечь всю организацию от провала. Впрочем, эффективность контроля за куионти, по-видимому, была невысока, и в целом женщинам ниндзя не доверяли. Так, среди нескольких сотен уловок, описанных в "Бансэнсюкай", только одна (!) строится на использовании куноити.
Единственной, так сказать, «чисто женской» уловкой, описанной в «Бансэнсюкай», является искусство «Плаща-невидимки». В чём заключался этот метод?Задайте себе вопрос: что в первую очередь сделает состоятельная дама, переезжающая на время в дом к мужчине – ведь она должна всегда выглядеть прекрасно: ухоженной, красиво одетой, правильно накрашенной…
Конечно, велит доставить на выделенную ей часть дома её вещи – платья, косметику и т.п. Поскольку дама состоятельная, то и вещей у неё должно быть соответственное количество, помещающееся в совсем не маленьком (а то и не одном) сундуке… Такой сундук в состоянии нести лишь два человека, подвесив его на деревянный брус и взвалив на плечи. Кто станет обыскивать личные вещи, тем более женские, тем более, если женщина – фаворитка (любовница, невеста) господина? Естественно, никто.
А зря. Ведь именно этот сундук и становился «плащом-невидимкой» (японский аналог шапки-невидимки из русских народных сказок) для ниндзя-мужчины субтильного телосложения весом не более 40-45 кг! Он прятался на самом дне сундука под платьями и другими вещами и спокойно дожидался ночи, чтобы затем невидимо свершить свои тёмные дела в том доме или замке, куда его с превеликой осторожностью проносили прямо перед носом у бдительной охраны и затем раствориться в предрассветной дымке…
После соответствующей подготовки куноити могли с успехом примерить на себя личины, соответствующие задаче, которая была поставлена перед ними. Могли изобразить из себя странствующую богатую даму, беременную крестьянку или монахиню, собирающую подаяние; могли присоединиться к труппе бродячих актёров или акробатов; могли изобразить помешавшуюся, больную или убитую горем вдову…
Благодаря специальному гриму и прекрасному знанию психологии мужчин, куноити могла изобразить из себя и юного самурая – тем более, что юноши 14-16 лет уже с успехом служили своим кланам…
Подслушивая, подсматривая, собирая сплетни или распространяя слухи, втираясь в доверие, соблазняя или разговорив пьяного, женщины-ниндзя с большим успехом действовали на территории всей Японии на благо своих кланов и их нанимателей… Красота – красотой, прелести – прелестями, а тренировок в изощрённых методах боя с оружием в кланах ниндзя – по причине принадлежности к слабому полу – никто не отменял. Девочки и юные девушки тренировались наравне с мальчиками и юношами, в равной степени постигая науку ласки и нежности и науку боли и смерти.
Конечно, ниндзя не были настолько глупы, чтобы наивно полагать, что хрупкая девушка сможет потягаться силой в бою с крепким подготовленным воином. Силовые тренировки делают женщину мужеподобной, а суровая закалка ударных зон уродует руки и ноги. Долгая практика с тяжёлым оружием натирает мозоли на ладонях, а после учебных схваток неминуемо остаются синяки и ссадины, особенно на чувствительном женском теле. Поэтому ставка в женской подготовке к смертельно опасной схватке делалась на иное.
Куноити — это не только техника, но и тактика. Женская стратегия — оборона, позволяя противнику наступать, но, куноити, в конце концов, побеждает. Благодаря более развитой интуиции женщинам лучше удается чувствовать удар. Прежде всего и больше всего внимания уделялось утонченным аспектам ближнего боя (тайдзюцу) и использованию скрытых, сюрпризных и малых видов оружия.
Так что, они были мастерами ягэн (фармацевтика и делание ядов, различные микстуры и травы и наркотики), каяку дзюцу (создание и устанавливание огней и использования взрывчатых веществ), филиал ряку (стратегия), интон дзюцу (уклончивая техника, техника сокрытия и камуфляжа), синоби ири (техника невидимых движений и путей взлома и проникновений), танто дзюцу (техника использования ножа), сюрикен дзюцу (искусство броска лезвий и звездочек), и т.д.
Специальное оружие, изворотливость и гибкость, ловкость и скорость движений, точность и хитрость… Ну и, конечно, женское коварство – вот качества, весьма подходящие для куноити, вступающей в бескомпромиссный поединок с врагом или защищающей свою честь или жизнь.
Первое, с чего начинается подготовка юной куноити к схватке с врагом – как в древние времена, так и сейчас – это искусство тайхэндзюцу. В отличие от ниндзя-мужчин, женщины должны уделять внимание не столько навыкам бесшумного шага или лазанию по деревьям и отвесным стенам, сколько лёгким прыжкам и перекатам, умению безболезненно падать и мгновенно подниматься на ноги, уворачиваться и уклоняться. Как известно из истории, некоторые стили ниндзюцу использовали в своём арсенале головокружительные акробатические элементы. Отдельное внимание уделялось практике движений в чисто женской одежде.
Подобно традиционном японским женским кимоно, дзори и гэта (обувь на деревянной подошве) современное длинное вечернее платье и туфли на высоком каблуке накладывают свою специфику на практические действия в подобном наряде: удержание равновесия при выполнении каких-либо технических действий, поднятие и удерживание рукой (руками) или разрывание длинной юбки (что, помимо чисто практической направленности для облегчения перемещений, может также действовать возбуждающе на мужчин, как и внезапное обнажение груди), быстрое снятие обуви и использование её как оружия – всё это исключительно женские методы, которым и превосходно владели женины- ниндзя.
Куноити, быстро сняв обувь, использует её как импровизированное оружие для нейтрализации противника: она наносит удары каблуками по запястьям атакующего, не давая ему защититься; затем бьёт его по вискам, ушам или глазам и, резко приседая, по подъемам обеих стоп.
Развивая атаку, куноити с силой толкает противника в грудь, сбивая на землю и бросает свою обувь ему в лицо, не давая подняться.
Получив секундную передышку, куноити достаёт из тамото (карман в рукаве) ослепляющий порошок и бросает его в глаза противнику, ослепляя его и получая возможность для бегства.
Куноити, прогуливающаяся с зонтиком, подвергается внезапному нападению со стороны мужчины. Она поворачивает зонтик к атакующему, как бы прикрываясь от него, но на самом деле покрепче перехватывает ручку зонта под самыми спицами подобно копью. Закрывая зонт, куноити с шагом вперёд бьёт нападающего остриём зонта в солнечное сплетение или пах. Вновь раскрывая зонт прямо перед лицом противника, куноити наносит сквозь него удар пальцами в глаза или ладонью в кончик носа нападающего, сбивая его на землю.
Как в древности, так и сейчас, женские техники боя также отличаются от мужских, вернее, используют тот арсенал движений, которые, вызывая сильную боль или смерть, не требуют при этом большой физической силы.
Вот что пишет по этому поводу Хацуми Масааки: «Куноити-но-дзюцу используется в основном женщинами против мужчин. Это требует от неё отличного знания мужской анатомии. Куноити должна не только знать слабые места мужчины, но и то, как при необходимости их атаковать…
К основным безоружным способам атаки куноити относятся техники, не требующие никакой физической силы - начиная с когороси (перелом мизинца), оягороси (перелом большого пальца),мэцубуси (ослепление) и хаппакэн (хлопок ладонями по ушам) и до формы, называемой фудо канасибари (воздействие с помощью крика киай)».
Хацуми Масааки также описывает использование рыболовного крючка и лёски против половых органов врага. Такая техника известна как намасудзури: «Куноити используют оружие с рыболовным крюком, которым мужчину цепляют за пах, после чего веревкой опутывают его ногу, так что если он пошевелится, то сам себя поранит очень нехорошим способом».
В случае провала...
Контрразведка врага всегда была на чеку. С рассекреченными куноити враги расправлялись соответственно: отдавали на поругание страже, а потом заживо варили в кипящем масле. Очень редко им дарили жизнь, при этом, превращая в «свинью», отрубив руки и ноги, выколов глаза и отрезав язык.
Поэтому зачастую, попав в западню, не поверженная рукой врага, но проигравшая, куноити приносила себя в жертву. Она жестоко наказывала себя за единственный промах, лишая врага заслуженного наслаждения от поимки. Помощницей в этом ей часто служили шпилька, кинжал или капля яда. Например, они перерезали себе горло кинжалом, предварительно связав ноги в коленях, чтобы предсмертные судороги не придали телу недостойного положения.
Самой ужасной самоликвидацией было скончаться от боли и кровотечения: отловленная куноити перекусывала собственный язык и держала рот закрытым до тех пор, пока удушье и боль не прогоняли ее душу вон в царство теней.
Боевое искусство куноити, единственное, соединившее в себе физическую подготовку, психологию и женскую физиологию, сохранилось и развивается по сей день. Современные «смертоносные цветы» владеют более чем 150 видами самого современного оружия, а развивающаяся наука позволила совершенствовать методы сбора информации.
Ну, а в деле психологической обработки противников им по-прежнему нет равных, и они могут совершать убийства, не оставляющие никаких следов на теле жертвы. Сегодня в сумочке большинства женщин также можно обнаружить множество полезных для самозащиты и не менее смертоносных в умелых руках предметов: пилочки для ногтей, маникюрные ножницы и перочинные ножики, длинные ключи и дезодоранты с пульверизатором, зажигалки и ручки.
Тренируясь в стандартных техниках, женщины должны учитывать особенности своей анатомии и телосложения. Большинство техник, которым должны посвятить особое внимание женщины, известны как «подлые», «грязные» и «бесчестные»…
Но для женщины, подвергнувшейся нападению заведомо более сильного и физически крупного мужчины, подобные моральные принципы, мягко говоря, ни к чему.
Вот несколько простых советов:
Закалке ударных зон женщины должны предпочесть отращивание и всемерное укрепление ногтей (благо, сейчас существует множество косметических средств для этого), а также способов их применения в бою;
Чтобы компенсировать недостаток силы, девушка должна научиться поражать уязвимые точки противника – глаза, кожу лица и головы, уши, губы и рот, горло и половые органы противника - впиваясь в них своими пальцами со специально отращенными и укрепленным ногтями, щипая, сжимая, разрывая… используя всю доступную энергию и «ярость тигрицы, защищающей своего тигрёнка»
Удар двумя ладонями, сложенными лодочкой, по ушам (хаппакэн) – еще один верный способ на время «отключить» атакующего –напомню, что этот приём стоит на вооружении спецназа всех стран мира;
Также необходимо использовать удары ногами и коленями в пах, колено или подьём стопы противника – со всей возможной силой и точностью, используя каблуки и острые носки туфель и сапог;
В очень тесном контакте также весьма эффективны также удары локтями и головой – особенно, если удар направлен в правильную область поражения – глаз, висок, нос, горло, солнечное сплетение, рёбра или пах – и снова побольше ярости в глазах, визга в ушах противника и холодной жестокости в сердце.Важно не только знать о том, что их можно использовать как оружие, нужно еще и уметь им пользоваться, а главное – психологически подготовиться к тому, что вам придётся нанести, быть может «травмы, не совместимые с жизнью» напавшему на вас…
Надо сказать, что подобная готовность – едва ли не самое главное: психологическая подготовка женщин и девушек к бою, в основном, сводится к готовности без малейшего колебания пускать в дело весь доступный арсенал – как техники, так и оружия.
Жилище куноити
Жилище у куноити тоже было весьма своеобразным строением. Обычный одноэтажный домик внутри был трехэтажным, полным тайн и ловушек.
Большинство загадок располагалось в правой, жилой части. Помимо основного входа, внутрь можно было попасть через небольшое зарешеченное окошко, открывающееся хитрым способом с помощью листа бумаги.
Прямо у входа была первая ловушка: потайная лестница за раздвижной панелью, став на которую, преследователь летел в глубокую яму с заостренными бамбуковыми кольями. Убегающая куноити знала безопасный путь, исчезая за секретной вращающейся дверью или в незаметном стенном шкафу с втягивающейся за собой лестницей на второй этаж.
В этом же шкафу был потайной подземный ход в лес. Между первым и вторым этажами был еще один: скрытый, тесный (куноити обучались бою в малых пространствах), соединенный потайными ходами и веревочной лестницей с другими помещениями. Здесь хранилось оружие. Полы на чердаке могли провалиться под ногами незваных гостей. Даже в маленьком сарайчике была специальная ниша с красной глиной, из которой изготавливался ослепляющий порошок «мэцубиси». И по сей день все это можно увидеть в музейной усадьбе Тиёмэ, реконструированной потомками семьи Мосизу .
В префектуре Сига можно и сегодня увидеть образец такого дома ниндзя клана Кога, который теперь уже не используется по назначению, и устройство которого перестало быть секретом.
Дом представлял из себя лабиринт с потайными дверьми, коридорами, переходами, стенами и лестницами. Если взглянуть на него снаружи, то он казался обычным одноэтажным домом. Но на самом деле в нем могло быть и два, и три этажа. Эти этажи строились с различной высотой потолков, и попасть на них можно было только через потайные двери по потайным лестницам.
Ложные двери, которые никуда не вели, стены, которые открывали вход в потайные комнаты и двери, которые не открывались, предназначались для того, чтобы запутать врага, вторгшегося в жилище . Этажи были устроены в разных уровнях, так что если противник проникал в дом в темноте, ниндзя мог обмануть его и заставить долгое время безрезультатно бродить по разным закоулкам.
Дома, которые строили ниндзя, не имели единого образца. В каждом конкретном-доме была своя комбинация потайных стен и ходов.
Его отличительной чертой (впрочем, для домов такого рода это, скорее, закономерность) является то, что дом расположен на горе, и одна из его стен стоит на самом краю пропасти.
В стене устроена двустворчатая дверь 1), которой обычно не пользуются, так как она ведет прямо в пропасть. Если ниндзя был вынужден спасаться от своих врагов внутри собственного дома, то он из двери 2) выскакивал в коридор и бежал к двери 1), при этом он наступал на замаскированную крышку 3) неглубокого колодца 4), и, как только оказывался в нем, крышка сразу же возвращалась в исходное положение, запираясь при этом (что позволяло ходить по ней, ничего не замечая), а специальное устройство одновременно раскачивало обе половинки-двери 1), создавая впечатление, будто кто:то только что через нее выбежал. Преследователь, выскакивая в пустой коридор, бросался к двери A), выбежав в которую, срывался со скалы.
Рядом с дверью 2) расположена дверь в лабиринт 5), заманив в которую врагов, ниндзя (зная выход из него) мог выиграть время. Аналогично двери 1) и колодцу 4) устроены дверь 6) и колодец 7) с той лишь разницей, что преследующий, видя, как ниндзя убегал по лестнице (8), бросался за ним через дверь 6) и падал в яму 14), утыканную заостренными бамбуковыми кольями 15) , на которые он и накалывался. В других домах вместо потайных колодцев устраивались потайные двери, расположенные рядом с дверьми-ловушками.
Самозапирающаяся дверь (9), через которую пробегали враги, внезапно захлопывалась и открыть ее было невозможно. Ниндзя же через потайную дверь 10) по лестнице 11) поднимался через люк 12) на потайной этаж 13). Ниндзя мог оставить потайную дверь открытой настежь и одновременно отпереть крышку 16) ямы, наступив на которую, противник проваливался и опять-таки накалывался на бамбуковые колья.
Разумеется, если врагов было много, то отсидеться в тайнике не удавалось. Поэтому из некоторых тайников были прокопаны подземные ходы, выходящие на поверхность далеко от дома. Для рассматриваемого дома был еще один вариант побега. На потайном этаже имелся ниндзя-шан - летательный аппарат типа современного дельтаплана, но гораздо более примитивной конструкции 17). Длина этажа была достаточна для разгона аппарата и через открывшийся проем в стене можно было стартовать в сторону пропасти и приземлиться вне зоны досягаемости противника.
Куноити и современность
Боевое искусство куноити, единственное, соединившее в себе физическую подготовку, психологию и женскую физиологию, сохранилось и развивается по сей день. Современные «смертоносные цветы» владеют более чем 150 видами самого современного оружия, а развивающаяся наука позволила совершенствовать методы сбора информации. Ну, а в деле психологической обработки противников им по-прежнему нет равных, и они могут совершать убийства, не оставляющие никаких следов на теле жертвы.
История Израильского Моссада насчитывает множество блестяще проведённых спецопераций. К их числу относится также и гибель Абдаллы Ахмеда Абдаллы, причастного к взрыву израильской гостиницы в Кении. Для исполнения приговора террористам в Израиле нет срока давности. На роскошной вилле арабского миллионера и торговца оружием Аднана Хашогги, снабженной суперсистемой безопасности, ждали египетского гостя Абдаллу, женолюба и сладострастника.
В его апартаменты ввели восточную красавицу – "тайскую" массажистку. Через несколько часов на тахте, в окружении полиции и журналистов лежал труп Абдаллы. По данным вскрытия, он скончался от скоротечного отека легких. А в саду лежала бездыханная охрана...
Так завершилась операция «Месть», подготовленная израильской антитеррористической службой, которая пополнилась отрядом куноити. Именно одна из них сначала применила метод «смертельного поцелуя», а затем расправилась со стоящим на ее пути охранниками с помощью шпилек для волос, оставивших почти незаметный след.
В масс-культуре куноити прославились в первую очередь своей ярко выраженной сексуальностью (см. соответствующий миф), а сколько фильмов на взрослую тематику, в которой фигурируют девушки-ниндзя, наснимали одни только японцы, и подумать-то страшно. Кстати, есть в этом заслуга и вышеупомянутого Ямады-сана. Эта яркая эксплуатация лишь одной стороны очень сложного в общем-то явления стала причиной появления здорового скептицизма в отношении всего, что касается женщин-ниндзя, а практически любые игры и фильмы, в которых фигурируют куноити, уже чуть ли не на уровне подсознания воспринимаются большей частью ЦА как полу- или псевдоэротические.