Хента́й (яп. 変態 или ヘンタイ хэнтай (инф.), «извращение») — жанр японской анимации (аниме), комиксов (манги), а также изображений соответствующей стилистики, основным элементом которых являются содержащиеся в них эротические или порнографические сцены. Его появление и развитие обусловлено специфично японским культурно-историческим отношением к эстетике и сексуальности, свою роль также сыграли некоторые юридические и экономические реалии Японии. Слово «хентай» распространено в западном мире и СНГ, а в самой Японии используются другие термины, например, дзюхати-кин (яп. 18禁?, букв. «запрещено [до] 18-ти»).
Так же, как и в случае с обычным аниме, большинство аниме в жанре хентая созданы по мотивам манги (в данном случае — хентай-манги) или компьютерных игр. Как правило, они содержат следующие характерные черты: посредственная, по сравнению с произведениями для широкой аудитории, анимация или графика; кукольные, почти детские, лица персонажей; показ различных сексуальных девиаций (особенно сцен изнасилования и других проявлений сексуальной жестокости). Сюжеты могут быть как простыми и незамысловатыми, так и запутанными и сложными. Хентай не предназначен для трансляции по телевидению, поэтому выпускается в формате OVA — для домашнего просмотра. Он также существует в форме компьютерных игр и додзинси — произведений любительского творчества, самостоятельно издаваемых авторами. Он известен и популярен в западных странах и в России. Разновидность аниме и манги, не относящаяся к хентаю, но содержащая намёки на эротические сцены или большое количество шуток с сексуальным подтекстом, называется этти (яп. エッチ?).
История хентая
Появление и развитие хентая, порнографической манги и аниме, во многом обусловлено специфично японским культурно-историческим отношением к эстетике и сексуальности. Манга и аниме в Японии в своём современном виде начали становление во время и после Второй мировой войны. Современный хентай же получил свое развитие лишь в 1970-х годах, когда манга начала коммерциализироваться, а читательская аудитория, успевшая полюбить её в детстве, — взрослеть. Чтобы снова привлечь читателей, мангаки стали включать в свои работы элементы эротики и кровавые сцены. Японские законы, действовавшие со времён Второй мировой войны до начала 1990-х годов, запрещали графическое изображение половых органов, поэтому создатели хентая, как и любых других продуктов содержащих порнографические элементы, были вынуждены подвергать их частичной цензуре или изображать схематически или символически. Цветы и раковины символизировали влагалище женщины, а змеи, фрукты, овощи — мужской половой член. Также использовались другие приёмы, например, половые органы прикрывались с помощью эстетического бондажа — сибари.
Ранний период
Большинство исследователей согласны в том, что эротическая манга и аниме берут своё начало в период Эдо (1600—1868) или даже ранее, хотя невозможно в точности определить, насколько сильно влияние данной культурной традиции распространилось на современных аниматоров. В период Эдо возникает интерес к жанру бытового романа кибёси, сюжеты в котором зачастую носили эротический характер. По форме кибёси представляли собой рассказы в рисунках, снабженные краткими текстовыми пояснениями.
Кроме того, появляется новое направление в изобразительном искусстве — укиё-э. На гравюрах в этом стиле фигурировали не только гейши и популярные актёры: авторы сюнги (яп. 春画?, букв. «весенняя картинка») изображали порнографические сцены, где персонажи с преувеличенно огромными половыми органами принимали самые разнообразные позиции, вступали в половые акты с демонами мужского и женского пола, призраками, животными. Персонажи редко изображались полностью обнажёнными, они одеты в свободные кимоно, что было призвано дополнительно стимулировать сексуальное возбуждение. Оригинальность сюжетов приветствовалась и была важна из-за высокой конкуренции на рынке. Наивысшей популярностью сюнга пользовалась в XVIII—XIX вв. Она в образовательных целях изучалась девушками, которые вскоре должны были вступить в брак. После Реставрации Мэйдзи (1868) сюнга стала нелегальной, однако, она оказала большое влияние на визуальный ряд и сюжеты современной японской порнографии.
1960—1970-е годы
Первые аниме
Первым произведением в жанре хентая должно было стать аниме Хакусана Кимуры (木村白山) «Освежающий корабль» (яп. 涼み舟 Suzumibune?, 1932 г.), незаконченное по причине изъятия полицией. Работа над ним была завершена только наполовину. Следующая серьезная попытка объединить эротику и японскую анимацию была предпринята лишь в конце 1960-х годов. По инициативе Осаму Тэдзуки, старавшегося поправить финансовые дела своей компании Mushi Production и привлечь в индустрию аниме взрослую аудиторию, была снята экранизация «Тысяча и одной ночи» Senya Ichiya Monogatari (1969) — первая часть эротической трилогии «Анимерама» (анимация + синерама + драма), куда впоследствии вошли Cleopatra (1970) и Kanashimi no Belladonna (1973). Для работы над Senya Ichiya Monogatari было нанято в общей сложности 60 000 сотрудников, а его создание заняло примерно полтора года.
Хотя надежды Осаму Тэдзуки не оправдались, под влиянием его произведения конкурирующая компания Leo Production (レオ・プロダクション) в том же году выпустила другую эротическую аниме-версию «Тысяча и одной ночи», Maruhi Gekiga Ukiyoe Senya Ichiya (яп. ㊙劇画 浮世絵千一夜?) в стиле укиё-э. У неё также были проблемы с законом, а показ в кинотеатрах был разрешён только после того, как были вырезаны шесть наиболее откровенных сцен. В целом, мультипликация в те годы рассматривалась как чисто детское направление кинематографа; хотя в 1963 году комедийный эротический аниме-сериал Sennin Buraku транслировался по телевидению в ночном блоке. Последней эротической работой, показанной в кинотеатрах, стала Yasuji no Pornorama Yacchimae (1971).
Эротическая манга
Порнография в послевоенной Японии не была отделена от массовой культуры, как в Великобритании или США, и порнографические изображения долгое время появлялись в средствах массовой информации наравне со специализированными журналами. До 1960-х годов основной аудиторией манги считались дети. В 1968 году корпорация Shueisha готовила к выпуску журнал манги Shonen Jump, который, по замыслу Shueisha, должен был составить конкуренцию изданиям для мальчиков от компаний Kodansha (Shonen Magazine) и Shogakukan (Shonen Sunday). Одной из первых работ, публиковавшихся в Shonen Jump, стала комедийная манга Harenchi Gakuen (букв. «Бессовестная школа») Го Нагаи, которая мгновенно обрела значительную популярность и подняла тиражи только что созданного журнала до миллиона экземпляров. Действие этого произведения происходит в школе, где ученики мужского пола и преподаватели заняты тем, что подглядывают за полуобнажёнными школьницами и пытаются разглядеть женские трусики.
Несмотря на то, что по современным стандартам содержание Harenchi Gakuen считается достаточно невинным, в своё время она подверглась суровой критике за вульгарный сюжет, излишнюю откровенность, демонстрацию подростковой сексуальности и повлекла протесты учителей, женских ассоциаций и родительских комитетов. Родители устраивали публичные сожжения Harenchi Gakuen. Тем не менее, эта и другая эротическая манга Го Нагаи публиковалась в крупнейших журналах того времени: Kekko Kamen (1974) выходила в Shonen Jump, Oira Sukeban (1974) — в Shonen Sunday, Hanappe Bazooka (1979) — в Young Jump. Автор оказал огромное влияние на мир манги и на японское общество, став первопроходцем «этти» — аниме и манги, в которых содержатся намёки на эротические сцены или юмор с сексуальным подтекстом.
В 1970-х годах появляются первые работы, посвященные тематике гомосексуальной любви, но в ранней юри- и яой-манге эротическая составляющая отсутствовала. Откровенный по содержанию яой существовал в форме любительской манги — додзинси — создаваемой фанатами либо по оригинальным сюжетам, либо по мотивам других популярных произведений.
Эрогэкига
Журнал экспериментальной манги Garo, созданный Кацуити Нагаи в 1964 году, открыл дорогу движению эротической гэкиги — откровенной манги с реалистичным рисунком. В 1970-х годах индустрия манги испытала бум эрогэкиги. Тираж Garo к 1971 году достиг 70 тыс. экземпляров. В нём публиковалась авангардная манга и эрогуро. Цензурные ограничения способствовали тому, что в произведениях вместо предельно откровенных сексуальных сцен содержались сцены крайней жестокости и демонстрировались различные сексуальные девиации. Гэкига считалась искусством андеграунда, редакторы журналов практически не контролировали авторов и позволяли им рисовать что угодно. В 1973 году появился первый журнал эрогэкиги Manga Erotopia, в котором печатались Тосио Маэда, популяризовавший жанр «эротического хоррора», Масами Фукусима (ふくしま政美), автор кровавой Nyohanbo (女犯坊, «Монах-насильник»), Кадзуо Камимура, и двадцатичетырехлетний Масару Сакаки, чьи тщательно прорисованные женские изображения стали настолько популярны, что печатались целые выпуски, посвященные исключительно его работам. За Manga Erotopia последовали Manga Erogenika (1975) и Manga Alice (1977). Чтобы избежать проблем с полицией, Manga Alice распространялся через торговые автоматы. Оттуда вышли такие авторы, как Ёко Кондо, Хисаси Сакагути (坂口尚) и Хидэо Адзума (吾妻 ひでお). Последний получил премию премию Сэйун за работу из Manga Alice. Популярность эрогэкиги упала к 1980-м годам вместе с популярностью реалистичной рисовки, когда Японию, по выражению исследователя Фредерика Шодта, охватил «лоликонный вирус» — в эротической манге повсеместно встречались откровенные сцены с участием девочек 8—12 лет.
1980-е годы
«Золотой век аниме»
1980-е годы называют «Золотым веком» аниме. Распространение кассетных видеомагнитофонов и проигрывателей лазердисков вернуло на рынок порнографию, с тех пор занимающую солидное место в индустрии видеофильмов. Первым аниме в формате OVA-сериала стала научно-фантастическая драма Dallos, выпущенная в декабре 1983 года; а уже третье в истории OVA было хентаем. Из семнадцати OVA, созданных в течение 1984 года, одиннадцать были порнографическими.
Два первых эротических OVA-сериала — Lolita Anime и Cream Lemon — появились в 1984 году. Оба вписывались в цензурные ограничения, в частности, запрет на демонстрацию лобковых волос. Cream Lemon, называемый одним из наиболее значимых явлений в анимации 1980-х годов, сочетал секс и эротику с пародиями на популярные мангу и аниме. Большая часть его серий не была объединена персонажами и сюжетами и представляла собой отдельные новеллы разных жанров с одним лишь общим условием — минимум один половой акт. Помимо разнообразия сюжетных мотивов, в сериале была представлена большая часть известных половых извращений с уклоном в лесбийский и садомазохистский секс. В создании Cream Lemon принимали участие такие впоследствии известные аниматоры, как Тосихиро Харано (Fight! Iczer One) и Хироюки Китакубо (Blood: The Last Vampire).
Следующим после Cream Lemon крупным событием в мире хентая стал выход манги Тосио Маэды «Уроцукидодзи. Легенда о сверхдемоне» (1986), получившей известность благодаря откровенности, жестокости и особенно наличию сцен изнасилований девушек огромными щупальцами — «тентаклями». В представлении западного зрителя тентакли являются символом хентая. Аниме, снятое по мотивам «Уроцукидодзи» в 1987 году, выделяли из ряда подобной продукции «качественная анимация и лихо закрученный фантастический сюжет с налетом мистики и оккультизма». Оно стало чрезвычайно популярным в США и Европе и породило множество сиквелов. Тосио Маэда объяснял, что выдумать фантастическое существо с щупальцами в качестве одного из главных героев его вынудило японское законодательство, запрещающее изображение откровенных сексуальных сцен между людьми, в то время как у его вымышленного персонажа — демона — отсутствовал человеческий половой член. Под влиянием манги Тосио Маэды в 1980-х годах были сняты Legend of Lyon Flare (1986), Battle Can Can (1987) и другие аниме, в которых присутствуют персонажи с тентаклями.
Бум лоликона в Японии
В 1980-х годах Японию охватил «лоликонный бум». Традиционная порнографическая манга начала значительно уступать в популярности лоликону. Типичным персонажем рисованной порнографии стала юная школьница в соответствующей форме, держащая плюшевую игрушку. Исследователи считают, что ключевую роль сыграл Хидэо Адзума — он вывел на поверхность «скрытую сексуальность, которую многие фанаты находили в подростковых героинях Тэдзуки и Хаяо Миядзаки». Его додзинси «Кибела» (яп. シベール сибэ:ру?) содержала эротические изображения «мультяшных девочек» (например, Красной Шапочки), правда, манга была не порнографической, а комедийной. Хидэо Адзума первым обратил внимание на эротизм плавных линий. По воспоминаниям критика Кэнтаро Такэкума, милые персонажи в стиле «каваий» (букв. «прелестный», «хорошенький») у Адзумы «внезапно занялись сексом». После Адзумы стиль рисунка в хентае клонился в сторону нереалистичной эстетики, у которой появилось много фанатов. Свою роль сыграли цензурные ограничения: запрет на показ лобковых волос привёл к распространению в хентае персонажей-подростков, совсем юных девушек. Взрослых женщин изображали в том же стиле. Появился термин бурикко (ブリッコ) — опытная взрослая женщина, ведущая себя как невинная девочка.
В начале 1980-х начали выходить специализированные журналы лоликонной манги Lemon People и Manga Burikko. Аниме Lolita Anime и Cream Lemon 1984 года также способствовали популяризации тематики. Позднее в том же 1984 году было снято другое Lolita Anime по мотивам манги Аки Утиямы (内山亜紀), известного лоликонного автора. Массовая популярность лоликона привела к тому, что манга Утиямы, рисовавшего, в частности, младенцев в подгузниках в сексуальном контексте, выходила в широкодоступном журнале для мальчиков Shonen Champion. В конце 1980-х годов такие откровенные работы, как Angel и Ikenai! Luna Sensei (いけない!ルナ先生), свободно продавались в книжных магазинах и публиковались в юношеских и детских изданиях.
Другие жанры
В начале 1980-х годов возник отдельный жанр порнографической манги для взрослых женщин, называемый «рэдикоми» (калька с англ. ladies’ comics, букв. «дамские комиксы»). В таких журналах, как Feel (フィール) издательства Shodensha, печатались работы с большим количеством эротических сцен и ориентированные на взрослую аудиторию. Дамские комиксы ранних лет (Сюнгику Утиды (内田 滋子), Кёко Окадзаки) характеризуются сексуальной свободой и становились все более откровенными до начала 1990-х, однако, крупнейшие рэдикоми-издания современности не содержат порнографии. В тот же период появился «сётакон» — аналог лоликона, изображающий сексуальные отношения с участием маленьких мальчиков, — но причины его возникновения точно неизвестны. Психолог Тамаки Сайто (斎藤環) полагает, что изначально сётакон являлся поджанром яоя. Яой и юри, в свою очередь, набирали популярность. Значительная часть яойной манги представляла собой вольный пересказ или переложение известных произведений, где дружеские отношения между мужскими персонажами могли быть интерпретированы как гомосексуальное влечение. Особенно популярны в среде поклонников яоя были Captain Tsubasa и Saint Seiya, в которых имелось большое количество героев мужского пола. В юри порнографические сцены начали появляться лишь в 1990-х годах.
Современность
1990-е годы
Вопросы цензуры
Неясная ситуация с цензурой достигла своего пика к началу 1990-х годов. Широкая доступность порнографии привела к созданию ассоциации «Защиты детей от комиксов». Одна из основательниц комитета Исако Накао впоследстии описала свои ощущения от похода в местный книжный магазин: «На обложке [манги] была симпатичная картинка, рассчитанная на привлечение детской аудитории, но внутри было полно откровеннейших сексуальных материалов — таких вещей, которые никогда не должны быть показаны детям». В сентябре 1990 года в газете «Асахи симбун» была опубликовано исследование токийского правительства, согласно которому половина всей манги содержала эротические сцены.
Влияние на общественное мнение также оказало дело серийного убийцы девочек и поклонника лоликонной манги Цутому Миядзаки (период убийств: 1988—1989). Серьёзность его преступлений подняла волну дебатов о том, остаются ли интимные фантазии лишь фантазиями и как увлечение лоликоном и эрогуро-фильмами, найденными в квартире преступника, может влиять на конкретные действия человека. К середине 1990-х годов споры утихли, издатели манги стали строже регулировать содержание выпускаемой продукции, на товары для взрослых начали добавлять особые пометки, публикация некоторой манги в журналах была запрещена. Ограничение на показ лобковых волос и другие визуальные запреты были убраны в начале 1990-х годов, поэтому манга стала более откровенной, хотя и менее доступной.
Аниме и манга в Японии
Популярность лоликона в Японии упала, на смену ему пришёл жанр «футанари». В начале 1990-х Тосики Юи опубликовал свои наиболее известные работы: Wingding Party, Junction и Hot Junction. Персонажи-футанари встречаются в манге Масюмаро Дзюбаори (十羽織ましゅまろ), Курэнай Адзуки (あずき紅), Агуды Ванян (完顔阿骨打), Суэхирогари (すえひろがり), Сатоси Акифудзи (создатель Parade Parade), Кэя Амаги (создатель Stainless Night) и в произведениях других авторов, а также в значительном количестве аниме, произведенном в 1990-х и 2000-х годах, включая La Blue Girl (1992), Seikimatsu Reimaden Chimera (世紀末麗魔伝キメイラ; 1997), Ogenki Clinic (1991).
В 1990-х годах работали популярные мангаки Исутоси (Slut Onna), Тору Нисимаки (Blue Eyes), Юдзин (Kojin Jugyo, Visionary, Sakura Diaries), Хэммару Матино. Снова начали публиковаться авторы эрогэкиги. Было снято много аниме, в том числе Dragon Pink (1994), Elven Bride (1995), Twin Angels (1995), Alien from the Darkness (1996), Mezzo Forte (1998); некоторые работы стали впоследствии классикой: F3, Words Worth, Rapeman, La Blue Girl, Adventure Kid по мотивам манги Тосио Маэды. В 1995 году было выпущено реалистическое аниме Cool Devices — одно из первых OVA, по-настоящему погружающихся в тематику BDSM, по сей день остающееся одним из наиболее откровенных в истории жанра.
Сильное влияние на индустрию оказала популяризация компьютерных игр в середине 1990-х годов, в особенности симуляторов свиданий и «визуальных романов». В первых эротических играх герой вступал в половые контакты практически со всеми встречными девушками подряд, так как концепция разветвленного сюжета впервые появилась лишь в 1992 году в Dokyusei студии élf. Сюжет практически отсутствовал, например, игрок должен был просто насиловать девушек, которые появлялись на экране. Продажи подобных игр были достаточно хороши, но успех Chaos Angels (カオスエンジェルズ), первой эротической RPG со сложным сюжетом, повлёк разработку схожих проектов. Одной из таких игр стала Dragon Knight (1989), по мотивам которой в 1991 году было впервые сделано хентай-аниме. За ним последовали экранизации Dokyusei (1992; аниме — 1994); Tokimeki Memorial (1994; аниме — 1999); Pia Carrot (1995; аниме — 1997); Kuro no Danshou: The Literary Fragment (1995; аниме — 1999) и другие.
Распространение хентая за рубежом
Работа коллектива американских граффити-художников FAILE
В конце 1980-х годов произошло мировое открытие японской анимации, и хентай сразу стал широко известен и популярен в США и Европе, так как ничего подобного по откровенности и качеству графики там не было. Кроме того, некоторые OVA приобрели культовый статус за счёт интересной сюжетной линии и тщательно проработанных характеров персонажей. К таким произведениям можно отнести «Уроцукидодзи», юмористическую La Blue Girl, аниме «Кайт — девочка-убийца». «Кайт», рассказывающая историю молодых наёмных убийц-сирот, завоевала популярность даже несмотря на тот факт, что для американского релиза из аниме были полностью вырезаны порнографические сцены. В то же время начали появляться тематические веб-сайты в Интернете. В начале 1990-х годов компания IANVS Publications выпустила сборник эротических аниме-скриншотов с изображениями купающихся девушек — первую хентай-публикацию. В 1994—1995 на английском языке была издана первая хентай-манга: Bondage Fairies Тэруо Какуты, Emblem Кэя Танигути, Temptation Хироюки Утатанэ.
2000-е годы
Расширение рынка потребителей на Запад дало новый толчок жанру: если в 1997 году аниматоры сняли 35 порнографических аниме, то в 2001 — уже 96. В 2000 году слово «хентай» было 41-м по популярности поисковым запросом в Интернете. В настоящее время хентай легко доступен на порносайтах, в онлайн-магазинах и крупных торговых сетях. По данным на декабрь 2010 года, в базе данных Anime News Network содержится информация о 1174 хентайных манга- и аниме-сериях, из которых более 700 были произведены между 2000 и 2009 годами. Популярность завоевала манга Shoujo Sect Кэна Куроганэ, Hatsuinu авторства Ину, Love Selection и Giri Giri Sisters Гаммы Кисараги, Warau Kangofu Ёнэкуры Кэнго, Mousou Diary Цукино Дзёги, цикл работ Юки Сэто (世徒ゆうき).
Современные порнографические аниме не предназначены для трансляции по телевидению или показу в кинотеатрах и выпускаются в формате OVA — для домашнего просмотра. В отличие от коммерческой анимации, существующей ради получения значительной прибыли у широкого круга зрителей, от хентая требуется лишь окупить затраты на создание, поэтому современные проекты рассчитаны на небольшой бюджет и делаются быстро. Продаются же они дорого и небольшим числом копий. В 2000-х годах были сняты Oni-Tensei (2000), Sex Demon Queen (ヤーリマクィーン; 2000), Midnight Sleazy Train (最終痴漢電車; 2002), Viper GTS (2002), Taboo Charming Mother (ゑんぼ; 2003), Another Lady Innocent (2004), G-spot Express (2005)[98]. По мотивам одноимённых компьютерных игр созданы такие известные проекты, как Yakin Byoutou, погружающаяся в сферу сексуальных фетишей, мистическая Bible Black и Discipline: Record of a Crusade, первая порнографическая OVA, изданная на Blu-ray-диске.
Хентай в настоящее время также продаётся через Интернет, то есть предлагается для скачивания напрямую на компьютер или мобильный телефон. Постоянно создаются анимационные фильмы, выходят артбуки, рисуется манга, в том числе и любительская — додзинси. Множество компаний занимаются лицензированием и распространением порнографических аниме и манги за рубежом.
Этимология
Хотя хентаем на Западе и в СНГ называют порнографию в аниме и манге, в самой Японии слово не используется в этом смысле. «Хентай» состоит из двух иероглифов: хэн (変) — «странный» — и тай (態) — «поведение», и дословно оно обозначает «метаморфозу» или «аномалию». До конца XIX века оно не носило никакого сексуального подтекста. В 1894 году на японском языке был опубликован перевод труда Рихарда Крафт-Эбинга «Половые психопатии» (1886), посвященного сексуальным девиациям. На японском языке название звучало как «Хэнтай сэйёку синригаку», оно ввело в медицинскую терминологию оборот, популяризированный в послевоенной японской прессе, — хэнтай сэйёку (яп. 変態性欲?, «половое извращение»). Слово «хентай» в том виде, в каком оно было заимствовано в западной культуре поклонниками аниме и манги, является сокращенным вариантом термина хэнтай сэйёку. В Японии им называют человека, страдающего какой-либо формой полового извращения. Оно имеет негативную окраску и может использоваться для обозначения эротических и порнографических произведений, но лишь тех, где показаны сексуальные девиации. В остальных случаях используется «эро» (например, эро-манга — эротическая манга), сэйдзин (яп. 成人?, «взрослый») или дзюхати-кин (18禁). Таким образом, слово «хентай» за рубежом приобрело собственное, более широкое значение. В русском языке слово также закрепилось и записывается с отступлением от системы Поливанова — «хентай» вместо «хэнтай».
Цензура
Японские законы, действовавшие со времён Второй мировой войны до начала 1990-х годов, запрещали графическое изображение половых органов, поэтому создатели хентая подвергали свои работы частичной цензуре, например, ретушировали половые органы или изображали их символически. Этим объясняется большое количество фантастических персонажей в хентае — монстров, демонов, роботов, инопланетян, чьи половые органы внешне отличаются от человеческих. Кроме того, художники начали изображать персонажей с минимумом анатомических подробностей и без лобковых волос (до 1991 года действовал запрет на их показ), что привело к распространению в хентае образов совсем юных девушек, почти подростков, которые на взгляд европейца похожи на детей.
Отмена этих запретов в начале 1990-х годов позволяет включать более откровенные изображения в аниме, мангу, кинематограф и фотографию, однако данная тенденция пока проявляется лишь в иностранных релизах аниме, в которых практически всегда отсутствовали цензурные наложения (создатели не добавляли цензуру при выпуске аниме в США и Европе). При переводе возникали другие тонкости: например, законодательство США запрещает сексуальные акты между несовершеннолетними, в том числе в рисованной форме. Поэтому в американских релизах вырезаются некоторые сцены, в некоторых случаях меняется возраст персонажей. Так произошло с OVA La Blue Girl, героиня которого в английском переводе превратилась из школьницы в студентку, кроме того, были вырезаны все порнографические сцены с участием миниатюрного ниндзя Нин-Нина, товарища главной героини, потому что он внешне напоминал ребёнка. В Великобритании, Франции, Испании также практикуется вырезание отдельных сцен.
Классификация
Порнографические сцены, обыгрываемые в хентае, могут быть разного содержания, характера и степени откровенности. Как и обычная порнография, хентай классифицируется главным образом по содержанию эротических сцен. В нём широко представлены такие формы половой жизни человека, как оральный секс, анальный секс, групповой секс, мастурбация, получение первого сексуального опыта, секс в общественных местах, петтинг и т. п. Типичными героинями являются медсёстры, домохозяйки, горничные, учительницы, школьницы, девушки в вагонах пригородных электричек и метро, к которым пристают незнакомцы. Специфические для хентая направления включают в себя однополые отношения (яой — между мужчинами, юри — между женщинами) и ранние сексуальные отношения (лоликон и менее популярный сётакон), однако, для их обозначения используются именно эти термины («яой», «юри» и т. д.), а не слово «хентай». Хентаем традиционно называют только работы гетеросексуального порнографического содержания.
Несмотря на порнографическую направленность, классифицировать хентай исключительно по содержанию эротических сцен ошибочно, поскольку в нём так же выделяются сюжетные жанры — комедия, мистика, научная фантастика, фэнтези, романтика и другие. Наиболее популярны научная фантастика, фэнтези и романтика. Хотя большое количество произведений посвящено неким мистическим событиям и борьбе добра и зла, существуют работы о повседневной жизни, в том числе достаточно реалистические. Действие U-Jin Brand, New Angel, G-Taste происходит в рамках офиса, университета или квартиры. Ряд произведений — Balthus: Tia's Radiance, Tokio Private Police, Venus 5, Hooligan — пародирует другое популярное аниме.
Тентакли
В представлении западного зрителя тентакли — анатомически неправдоподобные фаллообразные щупальца — символизируют хентай как явление. Подобная картина была проиллюстрирована ещё в 1820 году Хокусаем, изобразившим на гравюре «Сон жены рыбака» половое сношение женщины и пары осьминогов. Однако изобретателем современного жанра считается мангака Тосио Маэда, чья «Уроцукидодзи. Легенда о сверхдемоне» (1986) принесла большую популярность хентаю с тентаклями, а аниме стало одним из самых узнаваемых в мире. Кроме качественной анимации, его выделил цельный сюжет в стилистике городского фэнтези, по степени интересности которого профессор Сьюзан Нэпьер ставит «Уроцукидодзи» на один уровень с популярным аниме-сериалом «Евангелион».
Тосио Маэда пояснял, что выдумать фантастическое существо (демона с щупальцами) в качестве одного из главных героев его вынудило японское законодательство, запрещающее изображение откровенных эротических сцен между людьми. Кроме того, на тот момент сюжеты и сцены в манге подобной тематике были сильно стандартизированы, не всё одобрялось редакторами, а Маэда для своей работы хотел придумать что-то особенное. Линия «Уроцукидодзи» была впоследствии продолжена как самим Маэдой в Demon Beast Invasion и культовой La Blue Girl, так и в более поздних Angel of Darkness, Venus 5, Jiburiru, Alien from the Darkness, Legend of Lyon Flare и многих других произведениях. Это частая тематика в манге, публикующейся в таких порнографических журналах, как Comic Unreal (издательство — Kill Time Communication).
Бара (яп. 薔薇?, «роза»)[1] или «гэйкоми» (яп. ゲイ コミ?, от англ. gay comics) — жанр манги, повествующей о гомосексуальных отношениях мужчин, создаваемый художниками-мужчинами и ориентированной на читателей-мужчин. Название «бара» происходит от наименования первого японского ежемесячного гей-журнала «Барадзоку» (яп. 薔薇族 «племя роз» или «народ роз»), издаваемого с 1971 года. В начале 2000-х, как интернет-мем прославилась бара-манга Kuso Miso Technique.
В отличие от манги в жанре «сёнэн-ай» («любовь юношей»), ориентированной на женскую аудиторию и рассказывающей по большей части о романтических отношениях, бара-манга уделяет больше внимания сексуальным отношениям. В самой Японии бара-манга чаще называется «ML» (яп. メンズラブ мэндзу рабу?, псевдоангл. Men's Love — «любовь мужчин»).
Персонажи бара-манги часто изображаются мускулистыми, брутальными и волосатыми. Наиболее известны в жанре бара художники-мангаки: Гай Мидзуки, Гэнгоро Тагамэ, Сэйдзо Эбисубаси, Дзирайя, Цукаса Мацудзаки, Такэси Мацу, Масанори, Мэнтайко, Симпэй Наката.
Ранние сексуальные отношения
По статистике, 30 % хентая содержит сётакон и лоликон, эротические сцены с участием детей 8—12 лет. Закон, запрещающий производство и распространение детской порнографии, в Японии рисованную продукцию не охватывает.
Другие жанры
В хентае широко представлены отдельные популярные в японской порнографии направления:
бакуню, буквально «взрывающиеся груди» — изображение женщин с огромной грудью (Boin, Bakunyuu Maid Kari, Bakunyuu Oyako)
сибари — эротическое связывание (Hana Dorei, Maison Plaisir, Gakuen Sodom)
буккакэ — групповая мастурбация с последующей эякуляцией на лицо или грудь одного из участников (Taimanin Asagi, Dark Love, Bible Black)
омораси, буквально «протекание» — изображение женщин в момент мочеиспускания (Omorashi Tenshi, Tenina!, Lolita Anime, Maniax)
мадзакон (マザコン, «материнский комплекс») — эдипов комплекс, фиксация на образе матери; в данном контексте — сексуальные отношения между матерью и сыном (Erotic Heart Mother, Classmate no Okaasan, Bakunyuu Oyako, Mother Knows Breast). Также популярен инцест между братом и сестрой.
нэторарэ — женщина изменяет мужчине. Концепт популярен в компьютерных играх и манге (Triangle Blue, Ai Can, Haitoku Tsuma).
Изредка в отдельный жанр хентая выделяют порнографическую мангу для женщин — рэдикоми (калька с англ. ladies’ comics, то есть «комиксы для женщин»). В конце 1980-х годов, когда появились первые специализированные женские журналы манги, публикуемые работы были очень откровенными, однако, крупнейшие рэдикоми-издания современности не содержат порнографии.
Индустрия
Аниме
Порнографические аниме выпускаются для домашнего просмотра (в формате OVA) на видеокассетах, DVD, Blu-ray-дисках. Из анимационных студий наиболее известны Green Bunny, A1c (エイ・ワン・シー), Pink Pineapple (ピンクパイナップル) и Milky (ミルキー), торговая марка MS Pictures (ミルキーズピクチャーズ). В отличие от коммерческой анимации, существующей ради получения значительной прибыли, от хентая требуется лишь окупить затраты на создание. Подобные проекты рассчитаны на низкий бюджет и делаются быстро (что объясняет низкое качество анимации), но продаются дорого и небольшим числом копий. Учитывая узкий круг потенциальной аудитории, издатели стараются получить повышенный доход от единичных продаж при минимальных затратах, за редкими исключениями, например, режиссёр Масами Обари, снявший Angel Blade (2001), специализировался на аниме для широкой аудитории, поэтому задействовал при создании Angel Blade более высокий бюджет. Однако традиционная тактика — быстрое создание дешёвого продукта, а затем реализация по высокой цене — вызывает отрицательную реакцию потребителей и не выгодна студиям, которые были наняты для создания анимации. Лишь Pixy (ピクシー) активно противостояла этой традиции, производя высококачественные эротические аниме и продавая DVD-диски по невысокой цене, но инициатива не была поддержана другими студиями.
Множество компаний занимаются лицензированием и распространением хентая за рубежом: ADV Films, SoftCel Pictures, Critical Mass, NuTech Hentai, Central Park Media, Anime 18, JapanAnime. На русский язык некоторые аниме, в частности, «Уроцукидодзи» и «Красотки-головорезы», были переведены MC Entertainment.
Манга
В таких журналах, как Manga Bangaichi издательства Core Magazine, до сих пор присутствует умеренная цензура
В Японии публикуется большое количество журналов порнографической манги, охватывающих разные темы. Крупнейшие издатели, по данным на 2009 год, — Core Magazine, Akane Shinsha, TI Net, Kubo Shoten и Kill Time Communication. В числе конкурирующих издательств находились компании Touen Shobou и Tsukasa Shobou до банкротства в 2007 году, а также Shoubunkan, которая в начале 2000-х годов лидировала по количеству выпускаемой манги, но впоследствии стала развивать свой бизнес в других направлениях.
Akane Shinsha выпускает такие журналы, как Comic Tenma (1998), Comic choiS! (2006), издания лоликон-манги Comic RiN, и Comic LO (2002). Comic LO — один из наиболее дорогостоящих журналов компании, посвященный тематике лоликона («LO» в названии означает «Lolita Only», англ. «только лоликон»). Core Magazine печатает бакуню-журнал Comic HOTMiLK (2007), журналы общей тематики Comic MegaStore, Comic Zero EX (2007), издания БДСМ-манги Comic Nyan2 Club GOLD (2006) и Manga Bangaichi. Дорогостоящие издания порнографической манги, превосходящие ценой 600 иен, включают 2D Dream Magazine и Comic Unreal (издательство Kill Time Communication), Comic Momohime (Fujimi Shuppan), Angel Club (Angel Shuppan), Buster Comic (TI Net), Comic Pheromone (Tokyo Sanseisha), журналы компании Sun Publishing (サン出版). Ряд неспециализированных компаний также выпускает хентай-издания, например, Futabasha — ежемесячный журнал Men's YOUNG (メンズヤング).
В 1990-х годах среди журналов для женщин наибольшей популярностью пользовались ежемесячный Comic Amour от издательства Sun Publishing и яойный June, выходящий с 1978 года. В конце 1990-х годов тиражи June, который с годами становился всё откровеннее, составляли от 80 до 100 тыс. экземпляров, а стоил он в два раза дороже любого другого журнала манги. Тиражи Comic Amour, в свою очередь, достигали 450 тыс. копий ежемесячно. Оба журнала печатаются по сей день. С конца 1980-х и до банкротства в 2006 году крупным издателем яоя была компания Biblos, выпускавшая, в числе прочих, журналы BExBOY и Be-Boy Gold.
Компьютерные игры
Около четверти всех игр для персональных компьютеров, разработанных в Японии, относятся к эротическим. По сюжетам японских эротических игр — «эроге» — были сделаны такие хентайные аниме, как Bible Black, Jiburiru, Words Worth, Discipline. Они имеют слабое отношение к фактической истории и сюжетным линиям оригинала, основное же экранное время отводится сексуальным сценам. В «эроге» почти всегда используются оригинальные иллюстрации и графика, а не фотографии или видеосъемки живых актёров, что облегчает создание аниме по мотивам игр. В западном мире и в России их называют «хентай-играми», но в Японии, где слово «хентай» имеет негативную окраску, так не говорят. Первая игра, экранизированная в качестве аниме, — Dragon Knight, вышедшая в 1989; одноимённая OVA была выпущена в октябре 1991 года.
Эроге стали популярны в США и Европе лишь в конце XX-начале XXI века, когда появились компании, занимающиеся их локализацией и распространением, — Peach Princess, JAST USA и другие. Выпускаются хентай-игры практически во всех жанрах и на разнообразные темы: транссексуальность (Yin-Yang! X-Change Alternative), исторические события (Enzai), инцест (Hitomi: My Stepsister), садо-мазохизм (Zettai Fukuju Meirei), детективные истории (Critical Point) и другие. Игры на гомосексуальную тематику (Enzai, Togainu no Chi, Silver Chaos, Animamundi) обычно называются «яойными» или BL-играми (яп. ボーイズラブゲーム бо:йдзурабу гэ:му?). Первой такой игрой, официально локализованной за пределами Японии, стала Enzai в 2006 году.
Другие товары
Кроме непосредственно хентайных манги, аниме и игр, выпускаются артбуки, костюмы для косплея, постеры, календари, пластиковые фигурки и другие товары. Фигурки, изображающие персонажей манги и аниме, в Японии пользуются особой популярностью. Хотя отаку — человек, одержимый мангой и аниме, — также собирает игрушки, статуэтки и вообще всё, что имеет какое-либо отношение к предмету его привязанности, статуэтки и фигурки для взрослых (изображающие как персонажей хентая, так и персонажей рядовых аниме и манги в откровенных позах) занимают лишь очень небольшую нишу совокупного рынка этих товаров, как показало исследование, проведённое владельцем одного из онлайн-магазинов. Коробки с эротическими фигурками чётко обозначены как «18+», кроме того, фигурки продаются одетыми; одежду можно снять позднее.
Додзинси
Индустрия додзинси, любительской манги, в Японии почти столь же велика, как и индустрия манги профессиональной. Значительная часть этих произведений содержит откровенные материалы сексуального характера. В эротических додзинси используются оригинальные сюжеты или персонажи известных сериалов и манги, например, «Сейлор Мун», «Притяжение», «Прочти или умри». Это объясняется как большим спросом на такие публикации, так и отсутствием препятствий со стороны издательских домов. Даже непосредственные авторы собственной манги иногда публикуют порнографические истории, не связанные с основной сюжетной линией. Рикудо Коси, Дзёдзи Манабэ, Кэн Акамацу рисовали эротические додзинси с участием персонажей своей манги. Рэй Хироэ, автор «Пиратов „Чёрной лагуны“», не включает откровенные сцены в мангу, а вместо этого издаёт додзинси под псевдонимом «TEX-MEX».
Официально публикация додзинси незаконна, но де-факто владельцы авторских прав относятся к ней терпимо. Исключение составляют случаи особо «нездоровых» работ, как в случае с додзинси по «Покемонам», на автора которых в 1999 году компания Nintendo подала в суд. В 1991 году семь человек были арестованы после того, как обнаружилось отсутствие цензуры в их додзинси. Некоторые мангаки также протестуют против эротических изображений своих персонажей.
Противоречия жанра и критика
Хентай, как и другие формы порнографии, часто критикуют за его нереалистичность. К примеру, Макото Сайто упоминает нереалистичное изображение мужского пениса, порождающее низкую самооценку и неуверенность в себе у мужчин. Учитывая, что многие юноши и девушки обращаются к хентаю в целях самообразования, им необходимо получить адекватное представление о человеческой сексуальности и научиться отделять мир фантазий от реального мира, однако, пишет Сайто, издание более реалистичной манги будет невыгодно производителям, формирующим собственное узкое представление о женской и мужской сексуальности. Также на необычные сюжеты существует повышенный спрос. Один из японских цензоров утоняет: «Школьный секс, связывание, извращения — вот что продается. Это они [авторы] и рисуют». С возможным влиянием хентая на молодежь связывают снижение объемов продаж презервативов в Японии с 700 млн до 200 млн в год, так как «презервативов не бывает в аниме или манге».
Некоторые японские гей-организации последовательно выступают против яоя (BL-манги), поскольку считают, что он «искажает реальные образ и поведение японских гомосексуалов». Особую известность получили высказывания гей-активиста Масаки Сато. В мае 1992 года он направил открытое письмо феминистскому японскому журналу Choisir, в котором подверг критике читателей и авторов яоя. Сато заявил, что яой не даёт адекватного представления о гомосексуалистах и распространяет в обществе их ложный образ — образ богатых, красивых, хорошо образованных людей, не подверженных никаким предрассудкам и игнорирующих дискриминацию в отношении геев в обществе. Споры вокруг яоя утихли в 1990-х годах, с распространением Интернета и появлением веб-сайтов для гомосексуалов, но критика в адрес этого жанра встречается и в настоящее время. Например, в 2003 году Акико Мидзогути из Университета Рочестера в своём исследовании назвала яой «нереалистичным и гомофобным».
Интерес исследователей в хентае вызывает положение женского персонажа, которого зачастую принуждают к сексуальным отношениям или другим способом ставят в униженное положение. В отличие от западной порнографии, где мужчина и женщина, как правило, получают взаимное удовольствие, в японском хентае самыми используемыми женскими фразами являются «мне больно», «помогите» и «нет», а чувство, которое обычно испытывает героиня, — сильный стыд. Женщин насилуют бейсбольными битами, теннисными ракетками, мечами, ножами, бутылками, палочками от мороженого, свечами, пишущими принадлежностями, кистями для каллиграфии, волшебными палочками, видеокамерами, лупами и телескопами. Эта тенденция получила широкое распространение в кинематографе 1960—1970-х годов и в хентайной манге и аниме 1980-х и начала 1990-х годов, однако, впоследствии интерес к этой тематике стал угасать. Точки зрения исследователей на этот вопрос различны. По мнению профессора Сьюзан Нэпьер, проблема доминирования и подчинения в хентае лежит в сложном взаимоотношении полов в японском обществе, где мужчины и женщины борются за своё место на иерархической лестнице, и «мужчины не всегда оказываются на самом верху». В хентае, замечает Нэпьер, мужские герои бывают двух типов: «комический наблюдатель», инфантильный и пассивный, и «воплощение демонического фаллоса». Самые сильные и значительные мужчины являются не людьми, а демонами. Она также пишет:
Зачастую женское тело и правда рассматривается как предмет, который можно разглядывать, мучить и пытать, но есть и иные сцены, где тело женщины показано как могучая, почти непреодолимая сила природы.
Колумнист сайта AnimeNation Джон Опплигер считает, что Япония была преимущественно патриархальным обществом, где мужчины руководили практически каждой сферой жизни: «Так что, хотя современные представления о сексуальном равенстве и взаимном уважении влияют на социальные отношения в Японии, так же как и любой модернизированной нации, мужское желание господствовать ещё витает в воздухе». Отсюда — тема мужского господства в хентае, с помощью которого мужчины стремятся восполнить недостаток уверенности в собственной мужественности. В японском обществе — «педантичном, вежливом и деликатном» — хентай является безопасным средством для реализации агрессивных природных сексуальных желаний, добавляет Опплигер. Макото Сайто полагает, что проблема мужского доминирования характерна для всей порнографии и не стоит акцентировать на ней внимание, так как, согласно его исследованиям, в реальной жизни большинство мужчин, наслаждающихся данными сценами в хентае, не испытывает желания принуждать женщину к сексуальному контакту. Психиатры Милтон Даймонд и Утияма Аяко наблюдали взаимосвязь между более жестокой порнографией и меньшим количеством преступлений на сексуальной почве в Японии. Однако другие исследования это опровергли.
Также увлечение хентаем может быть истолковано как признак эмоциональной незрелости, неспособности строить отношения с живыми людьми. Некоторые любители хентая даже не пытаются наладить собственную личную жизнь в реальном мире и никогда не строили отношений с настоящими партнёрами.
Хентай и законодательство
Викиновости по теме Хентай и законодательство:
Лига безопасного интернета начнёт блокировать ссылки на хентай
Роскомнадзор потребовал зачистить Двач от хентая
Отношение к рисованной порнографии в большинстве стран такое же, как и к порнографии реальной: ввоз, приобретение и распространение регулируются одинаковым законодательством. Однако существуют и некоторые отличия, касающиеся в основном жанров сётакон и лоликон. Их популярность неизменно порождает дебаты о детской порнографии и допустимости её изображения в рисованном виде. Япония, критикуемая как крупный производитель материалов детской порнографии, в 1999 году запретила их производство, распространение и коммерческое использование. Однако, в отличие от порнографии с участием реальных детей, законодательство никак не регулирует содержание рисованной продукции — аниме и манги, в которых присутствуют откровенные изображения. Представитель Комитета содействия ЮНИСЕФ Японии заявила, что «лазейка» в японском законодательстве препятствует международным усилиям по борьбе с детской порнографией. Представитель международной сети организаций ECPAT высказался так: «Мы считаем, что детская порнография в любой форме… несёт сообщение о том, что сексуальные надругательства над детьми — это нормально». Предложения реформировать законы поступали и от японского Общества защиты детей. Защитники хентая объясняют свою позицию тем, что хентай, во-первых, является видом искусства, а во-вторых, в аниме и манге присутствуют лишь рисованные персонажи, а не реальные люди («картинка не страдает от того, что вызывает у кого-то возбуждение»).
Согласно опросу, проведённому правительством Японии в 1997 году, 86 процентов японцев полагают, что порнографические аниме и рисованные иллюстрации с изображением детей должны учитываться в законодательстве. Однако, когда в феврале 2010 года было предложено внести поправки в законодательство, против этой инициативы высказалась целая плеяда популярных авторов манги — Мицуру Адати, Румико Такахаси, Такао Сайто, Ясухиро Найто и многие другие — и крупнейшие издательства, включая компании Akita Shoten, Kadokawa Shoten, Kodansha, Shueisha, Futabasha. Рост преступлений на почве педофилии привёл к введению в 2014 году запрета на хранение детской порнографии, однако он не распространился на хентай. Оппозиционерам удалось доказать, что это бы нарушило право свободы слова. По мнению аналитиков, существенное влияние на решение правительства оказали авторы и издательства, отстаивавшие свободу художественного самовыражения и свою независимость от государства. Исключение хентая из списка запрещённых материалов было противоречиво встречено японской и мировой общественностью. South China Morning Post пишет: «Япония совершила шаг в необходимом направлении, но она зашла недостаточно далеко. Производство и хранение сексуально откровенных детских изображений должны быть запрещены… Япония должна быть ответственным международным партнером».
К эрогуро отношение правительства многих стран, в том числе и Японии, негативное, вплоть до уголовной ответственности. Тематические сайты закрываются, анимация, и специализированные журналы жёстко ограничены в аудитории, которая может их приобрести. Сторонники жанра утверждают, что фантазии на данную тему могут помочь устранить напряжение в реальной жизни и относятся к «безобидному фетишизму». Кроме того, эрогуро рассматривается как вид искусства. About.com пишет, что эрогуро может быть «понят и исследован при наличии предварительного багажа знаний», и его «не следует бояться или подвергать осмеянию». В Японии влияние на общественное мнение оказало дело серийного убийцы и поклонника лоликонной манги Цутому Миядзаки, приговорённого к смертной казни за убийства маленьких девочек. В конце 1980-х годов серьёзность преступлений Миядзаки подняла волну дебатов в средствах массовой информации о том, как интимные фантазии (в данном случае, увлечение лоликоном и эрогуро-фильмами, найденными в его квартире) могут влиять на конкретные действия человека. Издатели манги стали строже регулировать содержание выпускаемой продукции, на продукцию для взрослых начали добавлять особые пометки, публикация некоторой манги в журналах была запрещена.