Змеи в японском синтоизме
Особенно сильной мистической силой в синтоизме обладают змеи, которые во всем мире внушают людям уважение и почтительный благоговейный страх.
В Японии ритуальный танец змеи, пришедший из Индии через Китай и Корею, исполнялся в знак поклонения перед священным животным.
Белая змея считается в синтоизме посланницей богов; змеи-драконы в синто, хранительницы воды и погоды, оберегают человечество от пожаров и чумы.
Синтоистский обряд в Великом храме Идзумо в префектуре Симанэ символизирует появление японских божеств верхом на огромном белом змее.
Рядом со старыми фермерскими домами часто можно найти изображение извивающейся большой белой змеи, или аодайсё, это считается добрым символом, который приносит безопасность и богатство в дом и семью.
Но иногда змеи в синтоизме принимают человеческий облик, превращаясь в роковых женщин, чтобы соблазнить мужчин.
Змеи в синтоизме являются символом плодородия, неудержимой страсти и стихийных природных явлении. В одном из широко известных мифов синто змея олицетворяет связь между миром смертных и вечной жизнью.
Змея в японском искусстве
Змея часто изображалась в мировом искусстве, в европейской традиции это символ мудрости, обновление жизни, воскресения и исцеления, вероятно, это идет от древних греков. С другой стороны, в христианстве змея часто выступает сатаной и искусителем, истоки восходят еще к Ветхому Завету и иудейской традиции, где змея олицетворяет зло, искус, грех и половую страсть. На картине 1620 года "Моисей и медный змей" из музея Прадо (Museo del Prado) фламандец Антонис ван Дейк изобразил штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея во время перехода евреев из Египта в Ханаан для исцеления укушенных ядовитыми змеями. В Японии же змея является атрибутом бога грома и грозы Сусаноо. Общеизвестна история, когда Сусаноо выхватывает свой меч и разрубает змея на куски, а в одном из его хвостов он находит меч, который до сих пор символизирует императорскую власть и хранится в храме. И сейчас в синтоистских храмах змея считается посланницей богов, хранительницей воды и погоды, она же оберегает людей от пожаров и чумы. В знак поклонения перед этим священным животным в Японии исполняют ритуальный танец змеи. В синто считается, что змея обладает сильной мистической силой, являются символом плодородия, неудержимой страсти и стихийных природных явлении, олицетворяет связь между миром смертных и вечной жизнью. Змея по-японски называется хэби (Hebi), а наступающий год Змеи соответственно Хэбидоси, по японскому календарю этот год наступит в ночь с 9 на 10 февраля 2013 года. В преддверии наступающего Нового года я собрал небольшую коллекцию изображений змеи в гравюре укие-э, которую и выкладываю ниже. Смотрим и сравниваем с европейской традицией изображения змей.
Змея на рукаве кимоно артиста театра Кабуки.
Художник Toyohara Kunichika, 1874 год.
В Японии два вида ядовитых змей Dokuja (毒蛇), один называется мамуси (mamushi, 蝮), а другой хабу (habu, 波布), оба вида - разновидности гадюк. Хабу (Trimeresurus flavoviridis) достигает 1,5 м в длину, обитает на архипелаге Рюкю, который довольно поздно вошел в состав собственно Японии и, вероятно, поэтому не встречается на японских гравюрах. Зато японский подвид щитомордника мамуси довольно широко распространен на Японском архипелаге, ежегодно от его укусов страдают до 3000 японцев, яд не смертелен, но провоцирует у пострадавшего паралич, почечную недостаточность и нарушения зрения. Мамуси бывает разных расцветок - от красно-коричневой до бледно-серого и желто-коричневого. Длина достигает 80 см, хотя бывают мамуси и 90 см, обитают они в открытых лесах и болотах, на лугах и каменистых обрывах. Часто встречается еще на морском побережье и по берегам водоемов, не избегает рисовых полей и поселков, охотятся и питаются грызунами, птицами, ящерицами и насекомыми. Этот вид в основном и изображен на японских гравюрах.
Художник Katsukawa Shuntei (1770-1820). Британский музей
Удав работы неизвестного художника, 1886 год
Художник Китагава Утамаро, 1788 год.
Музей изобразительных искусств
Татуировка змеи на руке актера театра Кабуки.
Художник Toyohara Kunichika, 1862 год.
Художник Утагава Yoshitsuya, 1858 год
Тату змея. Художник Toyohara Kunichika, 1871 год.
За ширмой у девушки волосы в виде змей.
Аналог греческого мифа о Горгоне Медуза?
Художник Toyohara Chikanobu, 1884 год.