Легенды Японии в скульптуре
Немного легенд из Китая тоже:)
В искусстве Японии широко распространен мотив девушки-лебедя. Её называют "женой-журавля" (цуру нё:бо), "женой-небожительницей" (тэннин нё:бо) или же хагоромо ("пернатая одежда").
Крылатая Тэннин.
Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.)
Подпись мастера Гёкудо.
Образ Тэннин можно встретить по всей Японии в сказках или местных легендах, в которых лебеди превращаются в прекрасных женщин.
Впервые этот мотив упоминается в нескольких описаниях в VIII в., а свое классическое воплощение находит в пьесе театра Ноо.
Существует и другой вариант легенды: каждое утро с неба спускались лебеди (сиротори) и превращались в прекрасных девушек; они собирали камни и строили запруду, а вечером улетали. Этот мотив дал название одноименной деревне Сиротори, которая существует и по наше время.
"Семь богов счастья" в японской мифологии - это божества, дарующие высокие добродетели и приносящие счастье: Эбису, Дайкому-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон-тэн, Бэнсай-тэн. Культ "Семи богов счастья" начал складываться в начале 15 века среди городского населения Японии под влиянием синтоистких, китайских и индийских верований. Первоисточником для семи божеств являются широко известные персонажи многочисленных произведений китайской литературы и живописи "семь мудрецов из бамбуковой рощи".
В трактовке "семи божеств счастья" четко прослеживается характерная для японцев трактовка буддизма: божества буддийского пантеона должны обеспечивать "блага в этом мире" (долголетие, благополучие). Наиболее раннее изображение "семи богов счастья" принадлежит буддийскому монаху 15 века. Считается, что при исполнении в начале года определенного ритуала "Семь богов счастья" обеспечивают человеку благоденствие на весь год.
Богиня Каннон.
Период Мэйдзи (1868-1912гг.)
В японской мифологии Каннон - богиня милосердия, способная перевоплощаться. Культ божества Каннон один из наиболее распространенных и почитаемых в Японии. Богиня Каннон изображается в 33 ипостасях: тысячерукой, держащей лотос, свиток, сосуд, жемчужину и другие традиционные в буддийской мифологии символы.
Фигура "Гуань Юй (Кан У)".
Япония, Период Мэйдзи (1868-1912)
Скульптура представляет собой изображение китайского божества Гуань Юй (в Японии – Кан У) почитаемого в Китае и в Японии как бога войны и богатства. Считается покровителем воинов, торговцев, ученых-литераторов и страждущих. В основе образа - реальный воин Гуань Юй (160—219 гг.), прославившийся бесстрашием и верностью своему правителю Лю Бэю, настолько, что после смерти был обожествлен.
В VII в. в его честь стали возводить храмы, а в 1128 г. император Гаоцзун приказал совершать жертвоприношения в честь Гуань Юя. К тому времени образ неустрашимого воина успел обрасти легендами. Крестьяне рассказывали, что он появился на свет из чаши, в которую буддийский монах налил кровь дракона. Как бога войны Гуань Юя стали воспринимать во время правления династии Мин (1368—1644). Божество реально вдохновляло воинов на подвиги.
Сохранилось предание, что в 1856 г. он помог подавить восстание под предводительством Тай-пина Тяньго, появившись перед правительственными войсками на изрыгавшем огонь драконе. Не удивительно, что изображения Гуань Юя служили китайским воинам своеобразными талисманами. Поскольку доблесть и смелость чтятся многими людьми, Гуань Юя почитали в Китае и буддисты, и даосы, и конфуцианцы. Горожане вешали его изображения в своих лавочках и магазинах. Образ бесстрашного воина в народном сознании превратился в символ заступника. Легенды приписывали Гуань Юю способность вызывать во время засухи дождь, останавливать наводнения, усмирять демонов и ограждать людей от болезней. Говорят, что он может появиться у постели больного и вложить в руку страждущего волшебные исцеляющие золотые пилюли
Символ года:)Бронзовый тигр.
Япония, Период Тайсё (1912-1926гг.)
Лампа с изображением дракона и ирисов.
Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.)
Подпись мастера Мияо Эйсукэ. 宮尾 作
В японских легендах и мифах дракон олицетворяет могучие божественные силы.
Если к дракону относиться с должным почтением и уважением, он может щедро отблагодарить человека, посколько драконы считаются сказочно богатыми. Например, в легенде о Короле-Драконе молодой самурай в награду за спасение дочери дракона получает золотой пирог, который, сколько от него не отламывай, никогда не уменьшается.
В Японии изображения драконов украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением.
Дракон, как персонаж японской народной мифологии и фольклора, имеет два образа-значения в японской культуре: с одной стороны, он одна из ипостасей божества воды, а с другой - совершенное самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль.
Цветы ириса особо почитаются в Японии.
С ними связано много обычаев и ритуалов. Например, в средние века официальные лица носили парики из листьев ириса, а дети использовали связки ирисов в качестве хлыста и соревновались, кто сможет ударить ими громче. Добавляли измельченные листья и в сакэ – так получался ритуальный напиток. Японцы уверены, что ожерелье с листьями ириса предотвращает простуду и очищает от грехов. До сих пор цветами ирисов украшают прически, наряды, предметы обихода, интерьеры.
Посвящен этому древнему растению и специальный праздник – Праздник ирисов (Сёбу-но сэкку), который отмечается 5 мая. Еще одно название этого дня – Праздник мальчиков (Танго-но сэкку). Взаимосвязь здесь простая. Листья ириса мечевидные, тонкие и плоские, напоминают лезвие холодного оружия. Поэтому ирис в Японии олицетворяет самурайский дух и символизирует успех и здоровье, а амулеты из ириса предохраняют мальчиков – будущих воинов – от болезней и наделяют их отвагой.
Скульптура Императора Дзимму.
Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.)
Подпись мастера Кисетсу. 埼雪刻
Первый император Дзимму особо почитаем в Японии, ему посвящены многие храмы.
История его появления уходит корнями в древний японский миф о зарождении мира. Дзимму Тэнно (Небесный Государь) (660-585 до н.э.) - первый император Японии, родоначальник всех японцев. Император Японии считается представителем Божества солнца Аматэрасу на Земле, и только через него осуществляется связь людей с Божествами.